
Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

149 

Н.Е.РАСТОРГУЕВА 
N.E. RASTORGUEVA 

  
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АРГЕНТИНСКИХ СМИ ВО 

ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ  
ВОЕННОЙ ХУНТЫ В 1976-1983 ГОДАХ 

THE FUNCTION OF THE ARGENTINIAN MEDIA UNDER 
THE DICTATORSHIP OF 1976 -1983 

 
Аннотация: Статья посвящена проблемам функционирования ар-

гентинских СМИ в условиях диктатуры 1976 -1983 гг. Особое внима-
ние уделено вопросам свободы слова и печати, нарушению прав жур-
налистов, а также анализу редакционной политики крупных нацио-
нальных изданий в указанный период. 
Ключевые слова: аргентинские СМИ, государственный перево-

рот, военная хунта, диктатура, Процесс национальной реорганизации, 
цензура, нарушение прав человека, журналисты, газета, телевещание, 
радиовещание. 

 
Abstract: The article is devoted to the problems of functioning of the 

Argentinian media under the dictatorship of 1976 -1983. Special attention is 
paid to the issues of freedom of speech and press, violation of the rights of 
journalists, as well as analysis of the editorial policies of major national pe-
riodical press during this period. 

Keywords: Argentinian mass-media, coup d’etat, military junta, Argen-
tinian military dictatorship, National Reorganization Process, censorship, 
human rights violations, journalists, periodical press, television, radio 
broadcasting. 

 
24 марта 1976 г. в Аргентине произошёл государственный перево-

рот, в результате которого Исабель Перон была свергнута с поста пре-
зидента, а власть перешла к военной хунте, назвавшей своё правление 
«Процессом национальной реорганизации». С 1976 по 29 марта 1981 г. 



Латиноамериканский исторический альманах. №16. 2016	

	150 

у власти находился генерал Хорхе Рафаэль Видела, с именем которого 
связан самый кровавый период диктатуры. Его сменил генерал Робер-
то Виола. 11 декабря 1981 г. он покинул свой пост в связи с болезнью, 
в результате чего президентом стал генерал Леопольдо Галтиери. По-
следним военным диктатором был Рейнальдо Биньоне. Он находился 
у власти с июня 1982 по 10 декабря 1983 г., после чего президентом 
стал победивший на свободных выборах Рауль Альфонсин.  
Целью пришедших к власти военных было создание новой системы 

ценностей и социальных норм, уничтожение любой политической оп-
позиции. Они распустили Конгресс, запретили забастовки и политиче-
ские партии. Были похищены, убиты или просто «исчезли» многие по-
тенциально опасные для хунты члены аргентинского общества – сту-
денты, представители профсоюзов, деятели культуры. Ситуация со 
свободой прессы также существенно ухудшилась: появилась предва-
рительная цензура, были закрыты многие СМИ, а большинство несо-
гласных с курсом правительства журналистов – убиты.  
Специализирующаяся на изучении истории СМИ аргентинская ис-

следовательница Мирта Варела выделила два этапа в развитии прессы 
этого периода. Первый – период репрессий, преследований, и цензуры 
(и самоцензуры) длился с 1976 г. по 1980 г. Варела особо подчёркива-
ет, что этот этап необходимо рассматривать в неразрывной связи с со-
бытиями конца 1974 – начала 1975 гг., когда фактически главой пра-
вительства стала не Изабель Перон, а министр социального обеспече-
ния (1973-1975) и генеральный комиссар федеральной полиции (1974-
1976) Хосе Лопес Рега. По мнению исследовательницы, именно с это-
го момента начался полицейский произвол, выражавшийся в много-
численных нарушениях прав человека. Для второго этапа, закончив-
шегося в 1983 г., характерно постепенное ослабление репрессивного 
аппарата и появление публикаций с элементами критики, которая ста-
новится всё более явной после поражения Аргентины в Фолклендской 
войне1.  

24 марта 1976 г. в газете «La Prensa» было опубликовано прави-
тельственное сообщение № 19: «До сведения населения доводится 
следующее решение Хунты: тот, кто с помощью любых средств будет 
распространять, разглашать или пропагандировать сообщения или 
изображения, поставляемые незаконными объединениями или при-

																																																													
1 Varesla M. Los medios de comunicación durante la Dictadura: silencio, mordaza y op-
timismo // Revista Todo es Historia. Buenos Aires, marzo 2001. Nº 404. P. 55. 



Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

151 

надлежащие им, или людям (группам людей), про которых известно, 
что они занимаются подрывной или террористической деятельностью, 
подлежит наказанию в виде лишения свободы на неопределённый 
срок. Того, кто с помощью любых средств будет распространять, раз-
глашать или пропагандировать новости, сообщения или изображения с 
целью препятствования, нанесения ущерба или дискредитации дея-
тельности Вооруженных сил, сил безопасности или полиции, ждёт 
наказание в виде лишения свободы до десяти лет». 
Была создана так называемая «Бесплатная служба предварительно-

го чтения», располагавшаяся в официальной резиденции президента 
Аргентины «Каса росада», в задачу которой входила предварительная 
цензура текста. Взявшие СМИ под свой контроль военные не обладали 
достаточными знаниями в данной области. Знаменитый аргентинский 
драматург, Роберто Косса, работавший в то время в газете «El 
Cronista», рассказывал, что однажды его пригласили в Министерство 
обороны, где военный заявил, что при написании материалов он дол-
жен пользоваться информацией, поступающей от государственного 
агентства «Télam». Косса спросил: «А «Аргентинские новости»?» 
(имея в виду другое аргентинское информационное агентство). Воен-
ный ответил: «Да, аргентинские новости, публикуйте все аргентинские 
новости»2.  
В СМИ царил строгий внутренний контроль, который проявился 

сразу после прихода хунты к власти. Многие газеты национального 
масштаба, такие, как «Clarín», «Crónica», «La Nación», «La Opinión», 
«La Razón», «Últimas Noticias» предпочли не использовать слово «пе-
реворот» для описания произошедших 24 марта 1976 г. событий. Вот 
лишь некоторые заголовки центральных газет, вышедших в тот день: 
«Новое правительство» («Кларин») «Хунта пришла к власти, Изабель 
находится под стражей» («Кроника»), «Вооружённые силы пришли 
сегодня к власти» («Ла Расон»). Необходимо отметить, что СМИ в те-
чение всего 1975 г. предрекали возможность государственного пере-
ворота, используя для оценки происходящего в стране такие слова, как 
«хаос», «кризис» и «безвластие». Показательно, что за день до насиль-
ственной смены власти, 23 марта 1976 г., газета «Ла Расон» напечатала 

																																																													
2 Цит по: Medios, comunicación y dictadura. Edición de las jornadas de reflexión. Bue-
nos Aires, Argentina: Centro Cultural General San Martín, 2004. P. 20. 



Латиноамериканский исторический альманах. №16. 2016	

	152 

на первой полосе следующий заголовок: «Конец неизбежен. Всё ска-
зано». 
Редакции выпускали собственные директивы, в которых излагали 

принципы информационной политики. Так, 22 апреля 1976 г. в одной 
из газет Кордобы, «La Voz del Interior» был издан «Внутренний мемо-
рандум №44», в котором говорилось: «В соответствии с этим распо-
ряжением и в связи с поступившими сегодня указаниями командова-
ния III армейского корпуса, запрещается публиковать объявления род-
ственников задержанных, желающих знать их местонахождение»3. Об 
этом же говорится в документе «Принципы и методы», распростра-
нённом 22 апреля 1976 г. Секретариатом прессы и общественной ин-
формации. Согласно ему запрещалось информировать, комментиро-
вать или упоминать темы, связанные с «подрывной деятельностью, 
нахождением трупов, похищениями, исчезновениями, смертями мя-
тежников и убийствами военных, полицейских или агентов безопасно-
сти» если только эти сведения не предоставлены официальным источ-
ником. Также рекомендовалось «воздержаться от распространения 
мнений лиц, не уполномоченных комментировать вызывающие общий 
интерес темы»4. Одной из первых газет, нарушивших данное поста-
новление, была «Ла Пренса». Это консервативное антиперонистское 
издание, которое в своё время приветствовало «возвращение к поряд-
ку» и возможность «покончить с популизмом»5 опубликовало 5 октяб-
ря 1977 г. обращение матерей и жён пропавших без вести во времена 
военной диктатуры людей к генералу Виделе. В частности, в нём го-
ворилось: «…недавно на состоявшейся в США пресс-конференции Вы 
сказали: «Тот, кто говорит правду, не будет репрессирован за это». К 
кому мы должны обратиться, чтобы узнать Правду о судьбе наших де-
тей? Мы олицетворяем собой боль сотен матерей и жён тех, кто про-
пал без вести»6. Начиная с конца 1977 г. газета постепенно стала пуб-
ликовать статьи с критикой проводимой хунтой политики. Парадокс 
																																																													
3 Desaparición de periodistas [Электронный ресурс] // Proyecto Desaparecidos. URL: 
http://www.desaparecidos.org/arg/conadep/nuncamas/367.html (дата обращения: (05. 
05. 2016). 
4 Цит. по: Iturralde M. El diario Clarín y la construcción discursiva del golpe de Estado 
de marzo de 1976 en Argentina // Quórum Académico. Venezuela, julio-diciembre 
2013. - Vol. 10, Nº 2. P. 215. 
5 Цит. по: Borelli M. Voces y silencios: la prensa argentina durante la dictadura militar 
(1976-1983) // Perspectivas de la comunicación. – 2011. –Vol. 4, № 1. P. 38. 
6 Цит. по: Blaustein E., Zubieta M. Decíamos ayer: la prensa argentina bajo el Proceso. 
– 1a ed. 2o reimp. – Buenos Aires: Colihue, 2006. P. 212. 



Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

153 

состоит в том, что издание продолжало оставаться консервативным, 
антиперонистским и антикоммунистическим, однако это не мешало 
ему обрести новых читателей среди оппозиции, привлечённой её по-
зицией в вопросе о защите прав человека. 
Одной из показательных акций, устроенных всего через месяц по-

сле захвата власти хунтой, 29 апреля 1976 г., стало публичное сожже-
ние книг таких писателей, как Г. Гарсия Маркес, Х. Кортасар, П. Не-
руда, М. Пруст и др. В этот день в газете «La Razón» появилась ин-
формация, что подполковник Хорхе Эдуардо Горлери, возглавлявший 
расквартированный в Кордобе 14 полк Воздушно-десантных войск III 
армейского корпуса, приглашает журналистов присутствовать при со-
жжении книг марксистских и других нежелательных авторов, конфис-
кованных в библиотеках города. Целью акции было «испепелить эти 
вредоносные материалы, пагубно влияющие на наш интеллект, наше 
христианское самосознание… и, в конце концов, на наши традицион-
ные духовные ценности, базирующиеся на трёх основных понятиях: 
Бог, Родина, домашний очаг». 
В сфере аудиовизуальных СМИ также царила жёсткая цензура. До 

1974 г. в стране существовало 3 частных канала («Канал 9», «Канал 
11», «Канал 13») и 1 государственный («Канал 7»). В 1974 г. государ-
ство не продлило трём первым лицензии, и они перешли под контроль 
государства, а после - военных («Канал 9» принадлежал Вооружённым 
силам, «Канал 11» - Военно-воздушным силам, а «Канал 13» - Военно-
морским силам. Суд, начатый по заявлениям собственников каналов, 
закончился только после падения диктатуры. «Канал 9» был возвра-
щён прежнему владельцу, а собственники двух других, отказавшись от 
лицензии, получили денежную компенсацию. 
Вначале правления диктатуры телевидение в стране было черно-

белым. Но, в качестве доказательства, что страна достигла больших 
успехов в экономическом развитии (которых на самом деле не было), 
перед Чемпионатом мира по футболу в 1978 г. в Аргентине появилось 
цветное телевидение. С конца 1978 г. в стране проводились локальные 
экспериментальные передачи, а регулярное цветное вещание началось 
1 мая 1980 г. После прихода к власти военной хунты изменения в сфе-
ре телевидения происходили медленнее, чем с печатными изданиями. 
В первые годы диктатуры оно мало чем отличалось от существовав-
шего ранее. Однако постепенно стали появляться различные распоря-
жения и рекомендации относительно тем программ, их ведущих и 



Латиноамериканский исторический альманах. №16. 2016	

	154 

приглашаемых гостей. В 1977 г. на каждом канале появилась долж-
ность «литературного советника», в чьи функции входило чтение сце-
нариев всех программ перед их записью. Тяжёлая экономическая си-
туация и наложенные цензурой ограничения привели к резкому 
уменьшению числа программ аргентинского производства и росту до-
ли американской телевизионной продукции. 
Государственные радиостанции также контролировались военны-

ми. «El Mundo», «Mitre» и «Antártida» принадлежали Военно-морским 
силам, «Belgrano», «Radio Argentina» и «Radio del Pueblo» – Воору-
жённым силам, а «Splendid» и «Excelsior» - Военно-воздушным силам. 
В 1980 г. в Аргентине был принят «Закон о радиовещании № 22.285», 
целью которого было создать коммерческую систему СМИ, контроли-
руемую Вооружёнными силами. В статье 7 предусматривалось огра-
ничение права на свободу слова в целях «обеспечения безопасности 
государства»: «Средства радиовещания должны распространять ин-
формацию и оказывать необходимое содействие для обеспечения 
национальной безопасности. С этой целью исполнительная власть мо-
жет устанавливать временные ограничения на использование и предо-
ставление всех услуг, предусмотренных настоящим Законом»7. Не-
смотря на то, что в этом нормативно-правовом акте можно было найти 
и положительные стороны (например, запрет иностранного капитала в 
сфере СМИ и лимит на лицензии – не более четырёх на каждого соб-
ственника), в целом он способствовал концентрации медийного капи-
тала в руках пособников диктатуры, фактически занимавшихся раз-
граблением страны. 
Ответственность за исполнение закона была возложена на создан-

ный в 1972 г. Федеральный комитет по радиовещанию. Возглавлять 
его должен был комитет из семи человек, по одному представителю от 
армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил, «Секретариата 
общественной информации», «Государственного секретариата по 
коммуникациям», «Ассоциации обладателей лицензии на радиовеща-
ние» и «Ассоциации обладателей лицензий на телевещание».  
Следствием подобной политики властей в отношении СМИ стало 

качественное видоизменение информационных процессов, в том числе 
массовое распространение дезинформации. В качестве примера можно 
привести освещение в аргентинской прессе Фолклендской войны. Из 
																																																													
7 Radiodifusión. Ley № 22.285. [Электронный ресурс] // Información Legislativa. 
URL: http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/15000-19999/17694/texact.htm 
(дата обращения: (24. 04. 2016). 



Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

155 

сорока журналистов, полетевших в начале апреля на Мальвинские 
(Фолклендские) острова в качестве военных корреспондентов, к концу 
месяца там осталось только три: Николас Казанцев с «Argentina 
Televisora Color» (АТС), с 1980 г. - название канала «Canal 7») и Диего 
Перес Андраде и Карлос Гарсиа Малод из информационного агентства 
«Телам». В то время как аргентинские военные терпели поражение, в 
проправительственных газетах печатались статьи с громкими заголов-
ками об успехах армии. Например, журнал «Gente» («Народ») не-
сколько раз печатал на обложке фотографии с места событий (дымя-
щийся корабль и самолёт в небе; аргентинский военный, сопровожда-
ющий идущих с поднятыми руками английских солдат), размещая по-
верх них заголовки: «Победы продолжаются!» и «Мы видели, как сда-
вались англичане». 
Показательна судьба единственного аргентинского телекорреспон-

дента, освещавшего конфликт и прозванного в Аргентине «лицом 
Мальвинской войны» – Николаса Казанцева. Он был одним из самых 
известных телевизионных журналистов времен диктатуры. В интер-
вью газете «Ла Насьон» Казанцев заявил: «девяносто процентов того, 
что мы снимали и отправляли на континент, так и не появилось в эфи-
ре, и было уничтожено. Мы не получали обратно отснятое и не имели 
возможности читать прессу»8. 

«Известно, что цензура вводится во время всех войн. Это логично. 
Что касается нашего случая, это было абсолютно нелогично: ко мне 
приставили капитана, который был моим цензором и говорил, что я 
могу снимать, а что нет. Когда он не сопровождал меня (а это было ча-
сто), капитан просматривал отснятое и решал, что надо стереть. Но 
хуже всего было то, что материал, оставшийся после цензуры этого 
человека я посылал с самолётами, которые прорывались сквозь блока-
ду на континент и там он вновь подвергался цензуре»9. После падения 
военного режима Казанцев остался не у дел и был вынужден эмигри-
ровать в Майями, где работал на испаноязычном канале: «Мальвин-
																																																													
8 Caminos M. Nicolás Kasanzew, la cara de la TV en la Guerra [Электронный ресурс] 
// La Nación. URL: http://www.lanacion.com.ar/1460624-nicolas-kasanzew-la-cara-de-
la-tv-en-la-guerra (дата обращения: (23. 04. 2016). 
9 Nicolás Kasanzew, polémico testigo televisivo de la guerra de Malvinas 
[Электронный ресурс] // El Diario. URL: http://www.eldiario.com.ar/diario/interes-
general/131668-nicolas-kasanzew-polemico-testigo-televisivo-de-la-guerra-de-
malvinas.htm (23. 04. 2016). 



Латиноамериканский исторический альманах. №16. 2016	

	156 

ские острова стали пиком моей карьеры…я заплатил и продолжаю 
платить за них высокую цену»10.  
Во времена правления военной диктатуры многие журналисты бы-

ли убиты. Одним из жертв хунты стал аргентинский писатель, журна-
лист и общественный деятель Родольфо Хорхе Уолш (1927 - 1977). В 
1944 г. он начал работать корректором и переводчиком в издательстве 
«Hachette», а в 1951 г., начал карьеру в журналистике, публикуя статьи 
в журналах. В 1957 г. он опубликовал документальный роман «Опера-
ция «Бойня», про подавление мятежа, направленного против фактиче-
ского правительства, заставившего уйти в отставку Хуана Доминго 
Перона в сентябре 1955 г. По его собственному признанию, Уолш ни-
когда не был перонистом и даже поддержал переворот 1955 г., но не 
мог смириться с тем, что аргентинцев заставили выбирать между «пе-
ронистским и революционным варварством»11. 
В 1959 г. Уолш уехал на Кубу, где его друг, аргентинский журна-

лист Хорхе Рикардо Масетти, предложил ему участвовать в создании 
открывающегося информационного агентства «Prensa Latina», которое 
задумывалось как альтернатива крупнейшим, прежде всего, американ-
ским информационным агентствам, формировавшим повестку дня в 
Латинской Америке. К тому времени, как 16 июня 1959 г. «Пренса Ла-
тина» передала своё первое информационное сообщение, американ-
ские агентства «Associated Press» и «United Press International»12 , реа-
лизующие внешнеполитическую стратегию США, монополизировали 
новостной рынок региона. Бюджет «Пренса Латина» был более, чем 
скромным, но там работали талантливые латиноамериканские журна-
листы и писатели того времени. Вернувшись в Аргентину, Уолш рабо-
тал в журналах, и в 1968 г. основал еженедельник «Всеобщей конфе-
дерации труда Аргентины», редактором которого был с 1968 по 1970 
гг. В семидесятых годах Уолш стал членом группы «Монтонерос», ле-
воперонистской партизанской организации, которая вела вооружён-
ную борьбу против диктаторских режимов. В то время он разуверился 
в Пероне, но симпатизировал одному из основателей и главных руко-

																																																													
10 Caminos M. Nicolás Kasanzew, la cara de la TV en la Guerra [Электронный ресурс] 
// La Nación. URL: http://www.lanacion.com.ar/1460624-nicolas-kasanzew-la-cara-de-
la-tv-en-la-guerra (дата обращения: (23. 04. 2016). 
11 Walsh R. Caso Satanowsky. - Buenos Aires: Ediciones de la Flor, 1997. Р. 252. 
12 С момента своего создания в 1907 г. носило название «Юнайтед пресс 
Ассошиэйшнс», в 1958 г., после слияния с агентством «Интернэшнл Ньюс 
Сервис» получило современное название.  



Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

157 

водителей «Монтонерос» Марио Эдуардо Фирменичу. Тем не менее, 
когда в 1974 г. организация ушла в подполье, Уолш выступил против 
такого решения.  

24 марта 1976 г. он создал «Подпольное агентство новостей» 
(«Agencia de Noticias Clandestina»), которое делало ежедневные рас-
сылки по редакциям СМИ с информацией о том, что в действительно-
сти происходило в стране.  

24 марта 1977 г. Родольфо Уолш опубликовал «Открытое письмо 
писателя военной хунте», в котором подвёл итоги годовому правле-
нию диктаторского режима. Журналист обвинил власти в преследова-
нии интеллектуалов, в цензуре СМИ, в причастности к исчезновению 
людей и в обнищании страны. Письмо заканчивается следующими 
словами: «Это мысли, которые я хотел бы донести до членов хунты в 
первую годовщину их несчастного правления без надежды быть 
услышанным, с уверенностью, что меня будут преследовать. Я оста-
юсь верен давно принятому обязательству – быть летописцем в самые 
тяжелые времена»13. Помимо двадцати четырёх редакций, письмо бы-
ло разослано посольствам, политикам, деятелям культуры и прави-
тельственным организациям. На следующий день, 25 марта 1977 г., 
Родолфо Уолш был похищен, а затем убит. 
Трагической судьбе политзаключённых того времени посвящена 

книга другого известного аргентинского журналиста Хакобо Тимер-
мана «Заключённый без имени, камера без номера» (1981 г.), по кото-
рой в 1983 г. был снят одноимённый фильм. Редактор и основатель 
ежедневной газеты «La Opinión» («Мнение»)14 был схвачен военными 
15 апреля 1977 г. и отвезён в одну из подпольных тюрем, где подверг-
ся пыткам. Не являясь откровенно оппозиционным изданием, газета 
позволяла себе периодически публиковать критические материалы о 
ситуации в стране. Тимерману было предъявлено обвинение в связи с 
финансистом Давидом Граивером (1941 - 1976), подозреваемым в от-
мывании денег «Монтонерос». Под давлением США в 1979 г. журна-
лист был выпущен и переехал в Израиль. 
																																																													
13 Carta abierta de un escritor a la junta militar, Rodolfo Walsh, 24 de marzo de 1977: 
propuestas para trabajar en el aula /seleccionado y comentado por Edgardo Vannucchi 
1a ed. - Buenos Aires : Ministerio de Justicia, Seguridad y Derechos Humanos de la Na-
ción, 2010. P. 13. 
14 После ареста Тимермана газета продолжала издаваться до 1981 г., кардинально 
сменив информационную политику. 



Латиноамериканский исторический альманах. №16. 2016	

	158 

22 сентября 1983 г. военная хунта, справедливо опасаясь обвине-
ний в преступлениях против человечества, приняла «Закон о нацио-
нальном примирении № 22.924» (моментально получивший название 
«закон о самоамнистии»), согласно которому срок исковой давности 
по делам об уголовных преследованиях со стороны государства или 
вооружённых сил считался истекшим «какими бы ни были их причи-
ны и какое бы законное право не было нарушено»15. 
После плебисцита 1983 г. избранное правительство во главе с Рау-

лем Альфонсином предложило отменить цензуру, гарантировать сво-
боду слова. Новый президент направил в Конгресс проект закона, при-
званного отменить «Закон о самоамнистии». Он был принят 23 декаб-
ря 1983 г. Согласно Закону № 23.040 «Закон о национальном прими-
рении № 22.924» был признан неконституциональным и недействи-
тельным. 
Период правления последней военной хунты считается самым кро-

вавым в истории Аргентины. Случившийся 24 марта 1976 г. государ-
ственный переворот был представлен в начале многими СМИ не как 
подрыв конституционных устоев, а как неизбежный процесс смены 
слабого перонистского правительства. Однако, углубление экономиче-
ского кризиса и отсутствие чёткого политического курса, направлен-
ного на его преодоление, а также развязывание так называемой «гряз-
ной войны», в ходе которой было убито более 10 тысяч человек, а око-
ло 30 тысяч пропали без вести, привели к постепенной смене редакци-
онного курса СМИ, появлению в них всё большего числа критических 
материалов. В июне 1981 г. в журнале «Humor» Энрике Васкес напи-
сал о роли работников СМИ в период диктатуры: «Мы, журналисты, 
виновны, потому что в определённый момент нам не хватило смело-
сти… Мы не сказали ни слова о тайной Аргентине… Мы и подумать 
не могли, что наше молчание превратит нас в пособников того, что 
произошло и происходит. Да простит нас Бог! Надеюсь, топки в аду 
будут сломаны…»16. В то же время, несмотря на существование жёст-
кой цензуры, на царящую в стране атмосферу страха и репрессий, 
многие журналисты до конца с честью выполнили свой профессио-
нальный долг, отдав жизнь за освобождение страны от диктаторского 
режима.  
																																																													
15 Ley de Pacificación Nacional. Ley № 22.924 [Электронный ресурс] // Información 
Legislativa. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/anexos/70000-
74999/73271/norma.htm (дата обращения: (14. 05. 2016). 
16 Цит. по: Blaustein E., Zubieta M. Decíamos ayer. P. 21. 



Н.Е.Расторгуева 
Функционирование аргентинских СМИ во времена правления военной 

хунты в 1976-1983 гг. 

	
	

159 

 
Библиография 

 
Blaustein E., Zubieta M. Decíamos ayer: la prensa argentina bajo el Proce-
so. – 1a ed. 2o reimp. – Buenos Aires: Colihue, 2006.  
Borelli M. Voces y silencios: la prensa argentina durante la dictadura mili-
tar (1976-1983) // Perspectivas de la comunicación. – 2011. –Vol. 4, № 1.  
Carta abierta de un escritor a la junta militar, Rodolfo Walsh, 24 de marzo 
de 1977: propuestas para trabajar en el aula /seleccionado y comentado por 
Edgardo Vannucchi. - Buenos Aires: Ministerio de Justicia, Seguridad y 
Derechos Humanos de la Nación, 2010.  
Iturralde M. El diario Clarín y la construcción discursiva del golpe de Esta-
do de marzo de 1976 en Argentina // Quórum Académico. Venezuela, julio-
diciembre 2013. - Vol. 10, Nº 2.  
Medios, comunicación y dictadura. Edición de las jornadas de reflexión. 
Buenos Aires, Argentina: Centro Cultural General San Martín, 2004.  
Varesla M. Los medios de comunicación durante la Dictadura: silencio, 
mordaza y optimismo // Revista Todo es Historia. Buenos Aires, marzo 
2001. Nº 404. 
Walsh R. Caso Satanowsky. - Buenos Aires: Ediciones de la Flor, 1997.  

 
	


