Выпуск #23 от 2019 года, 233-253

«Мавры» и «христиане» Испании пять столетий спустя DOI:10.32608/2305-8773-2019-23-1-213-232

А. Н. Кожановский

На рубеже XX-XXI веков в Испании возникла общественно-идеологическая коллизия в связи с традиционным праздником «Мавры и христиане», который до той поры столетиями воспроизводил в фольклорно-символической форме представления и нормы давно ушедшей эпохи противоборства испанцев-христиан и арабов-мусульман. Влиятельная часть общества выступила против роли, отводимой женщинам в этом ритуально-игровом действе, и против трактовки в нём исламского начала. Данная ситуация во многом отражает современное состояние испанского общества с точки зрения его национально-культурной идентичности, характеризует идейно-психологическую атмосферу, постепенно утвердившуюся в период, наступивший после перехода от франкизма к демократии, и показывает степень её влияния на население страны в одном из важных аспектов его жизнедеятельности

Ключевые слова:
Испания, массовая иммиграция, фольклорная традиция, неолиберальная идеология, ценностный конфликт
Библиография

Астахова Е.В. Испания как метафора. М.: МГИМО-Университет, 2017. 275 с. Astakhova E.V. Ispaniya kak metafora. M.: MGIMO-Universitet, 2017. 275 s. [Spain as metaphor].

Bericat Alastuey E. La religiosidad contemporánea entre la secularización moderna y la espiritualidad posmoderna // El conflicto cultural en España. Acuerdos y desacuerdos entre los españoles / Coord. por E. Bericat Alastuey. Madrid, 2003. 403 p. Pp. 295-322.

Cea D’Ancona M.Á., Valles Martínez M.S. Evolución del Racismo y la Xenofobia en España. Informe 2012. Madrid: Subdirección General de Información Administrativa y Publicaciones, 2013. 382 p.

Gómez Pellón E. Los problemas del patrimonio inmaterial: uso y abuso de los animales en España // Revista de Antropología Iberoamericana (AIBR). Vol. 12. N 2. 2017. Pp. 147–168.

González Enríquez C. La excepción española: el fracaso de los grupos de derecha populista pese al paro, la desigualdad y la inmigración // Real Instituto Elcano. Documento de trabajo 7/2017. Madrid: Real Instituto Elcano, 2017. 41 p.

González Falcón, I. y Romero Muñoz, A. Prejuicios y estereotipos hacia las familias inmigrantes en la comunidad educativa. Repercusiones en la relación familia-escuela // Actas del I Congreso Internacional sobre Migraciones en Andalucía. Granada: Universidad de Granada, Instituto de Migraciones, 2011. Pp. 1565-1574.