Выпуск #29 от 2021 года, 174-195

Музей Кадиса и его коммуникационная стратегия

Скачать
А. А. Королева , Е. П. Смольская

На локдаун 2020 г. музеи отреагировали тем, что попытались предложить в цифровом формате все, что раньше делалось в пространстве музейных экспозиций. Тестирование инструментов и ресурсов, а также новых форм коммуникации и партиципаторных техник ведут нас к гибридному музею, в котором виртуальность сочетается с физическим присутствием. Новая реальность усилила актуальные дискуссии о музее как социокультурном институте, новом определении понятия музей, о соотношении развлекательной и просветительской формах интерпретации наследия. Наряду с обзором ключевых исследовательских трендов и методологических подходов в сфере наследия, в статье представлены результаты анализа социальных сетей музея Кадиса, опирающийся на методологический подход для планирования и оценки интегрированных коммуникаций - модель PESO, разделяющую каналы распространения информации на оплаченные, заработанные (media relations), соци-альные (стихийный контент) и собственные. В качестве объекта исследования музей Кадиса выбран не случайно, так как еще до пандемии его цифровые коммуникации сильно выделялись на фоне других испанских музеев разных уровней. Возможно, что им удалось этого добиться за счет того, что свои страницы в инстаграме, фэйсбуке и твитере они сделали не только витриной музея, но и самим входом в музей. Работа в социальных сетях для музея Кадиса – это единственный канал, с которым он может самостоятельно работать. Официальные страницы музея Кадиса в период пандемии проанализированы за период с 12 марта (объявление о закрытии музеев) по 31 августа с использованием российского автоматизированного сервиса аналитики сообществ брендов в социальных сетях JagaJam. Данные сравниваются с аналогичным периодом 2019 г. (за исключением твитера, по которому нет данных).

Ключевые слова:
музейная коммуникация, интерпретация наследия, партиципаторный музей, цифровой музей, музей в социальных сетях, стратегические коммуникации, аналитика сообществ брендов в социальных сетях
Библиография

Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта музей как пространство публичной истории. Москва: Новое литературное обозрение; 2019. C. 51–78. Bonami ZMuzei v diskurse affekta [The museum in the discourse of affect]. In: Politika affekta: muzei kak prostranstvo publichnoi istorii [Political Affect: The Museum as a Space of Public History]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2019. Pp. 51–78.

Королева А.А. Образовательная функция естественнонаучных музеев в условиях становления сетевого общества // Международные коммуникации. 2016. №1. Koroleva A.AObrazovatel'naia funktsiia estestvennonauchnykh muzeev vusloviiakh stanovleniia setevogo obshchestva [Educational function of Natural Science museums during transition to thenetwork society]. The Moscow Journal of International Communications. 2016.№1 Url: http://intcom-mgimo.ru/2016/2016-01/museums

Королева А.А. Опыт культурной аналитики: Андалузский миф о Геркулесе // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 2. C. 103–113. Koroleva A.A. Opyt kul'turnoi analitiki: Andaluzskii mif o Gerkulese [Experience in Cultural Analitics: Andalusian Myth of Hercules] // Concept: philosophy, religion, culture. MGIMO University, 2019. Vol. 2, № 10. P. 103–112.

Ригль А. Современный культ памятников: его сущность и возникновение. Москва: V-A-C press, 2018. Riegl ADermoderne Denkmalkultus sein Wesen und seine EntstehungS.LPubmix.comBook Renaissance, 2011. 

Саймон Н. Партиципаторный музейМоскваАд Маргинем Пресс; 2017. Simon N. The participatory museum. California: Museum 2.0; 2011. 

Смольская Е.П. Содержание коммуникации // Международные коммуникации. 2017. № 2. Smolskaya E.P. Soderzhanie kommunikatsii [Communication content] // The Moscow Journal of International Communications. 2017. № 2. Url: http://intcom-mgimo.ru/2017/2017-02/communication-content

Avrami E.C. et al. Values and heritage conservation : research report. Los Angeles, CA: Getty Conservation Institute, 2000.

Claes F., Deltell L. Museo social en España: Redes sociales y webs de los museos estatales // Profesional de la Informacion. 2019. Vol. 28, № 3. https://doi.org/10.3145/epi.2019.may.04

Dietrich G. Spin sucks communication and reputation management in the digital age. Indianapolis, Indiana: Que Publishing, 2015.

Emerick K. Conserving and managing ancient monuments : heritage, democracy, and inclusion. WoodbridgeBoydell & Brewer, 2014.

Fredheim L.H., Khalaf M. The significance of values: heritage value typologies re-examined // International Journal of Heritage Studies. 2016. Vol. 22, № 6. Pp. 466–481.

Gomes-Franco e Silva F., Colussi J., Rubira García R. Uso de Instagram como Herramienta de Comunicación Museística: los Casos de las Pinacotecas Españolas Museo del Prado y Museo Reina Sofía // Patrimonio Cultural y Marketing digital. Madrid: Dykinson, S.L., 2019. P. 165–178.

González-Monfort N. La educación patrimonial, una cuestión de futuro. Reflexiones sobre el valor del patrimonio para seguir avanzando hacia una ciudadanía crítica // El Futuro del Pasado. 2019. Vol. 10. Pp. 123–44. https://doi.org/10.14516/fdp.2019.010.001.004

Human-Centered Built Environment Heritage Preservation / ed. Wells J.C., Stiefel B.L. New York: Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9780429506352

Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. New York; London: New York University Press, 2008.

Lipe W.D. Value and meaning in cultural resources // Approaches to the archaeological heritage: a comparative study of the world cultural resource management systems. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. P. 1–11.

Losada-Díaz J.C., Capriotti P. La comunicación de los museos de arte en Facebook: Comparación entre las principales instituciones internacionales y españolas // Palabra Clave. 2015. Vol. 18, № 3. P. 889–904. https://doi.org 10.5294/pacla.2015.18.3.11

Lowenthal D. The past is a foreign country. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

Poulios I. Discussing strategy in heritage conservation // Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development. 2014. Vol. 4, № 1. P. 16–34. https://doi.org/10.1108/JCHMSD-10-2012-0048

Winter T. Clarifying the critical in critical heritage studies // International Journal of Heritage Studies. 2013. Vol. 19, № 6. P. 532–545. https://doi.org/10.1080/13527258.2012.720997