Взгляд на Кубинскую революцию через кино. Между реальным и возможным
Кубинская революция 1959 г. осуществила преобразования во всех сферах (экономической, политической, юридической и социокультурной) в соответствии с внешним и внутренним контекстом. Революция, страна рабочих, крестьян, мелкой буржуазии и прогрессивных интеллигентов, страна, где все должны были быть революционерами. Революция, политика взаимодействия с ранее маргинализированными секторами обществ, что позволило создать связь с другими секторами в обществе без классового разделения, где все провозглашены равными. Революция, которая нуждалась в новой форме мысли, поведения, социализации, жизни на принципах социализма. Национальная кинематография отражала все эти явления, идя впереди историографии. Её взгляд отразил все происходившие изменения, она вела диалог в этом процессе, отражая новые коды поведения, установки и реальность. Она отражала ту ситуацию, в которой развивалось общество, те решения, которые принимались правительством и народом перед лицом различных вызовов, показывая революцию во всем ее многогранном процессе. Данная статья предлагает приближение к киноисточнику, анализируя пять кинокартин, отражающих различные моменты национальной истории. Речь идет о фильмах «Память недоразвитости», «В определенной манере», «Страницы дневника Маурисио», «Длинная дистанция», «Сергей и Серхио».
Библиография
Chijona G. De cierta manera. // Coordenadas del cine cubano, 2013.
Fulleda León G. ¿Quién eres tú, Sara Gómez? // Coordenadas del cine cubano, 2013.
Fuentes audiovisuales16
Díaz Torres, Daniel. Alicia en el pueblo de las maravillas. La Habana, ICAIC, 1990.
La película de Ana. La Habana. ICAIC, SK Films, Jaguar Films S.A. e Ibermedia, 2012.
Gómez, Sara. De cierta manera. La Habana, ICAIC, 1974.
Gutiérrez Alea, Tomás. Memorias del subdesarrollo. La Habana. ICAIC, 1968
Guillén Landrián, Nicolás. Documental: Desde la Habana ¡1969! La Habana. ICAIC, 1969.
Hamlet, Lester. Fábula. La Habana. ICAIC, 2011.
Insausti, Esteban. Larga distancia. La Habana. ICAIC, Ministerio de Cultura de Cuba, Sincover, 2010.
Padrón, Humberto. Video de familia. La Habana. Facultad de los Medios de Comunicación Audiovisual del ISA, ICAIC, Bay Vista, producciones aCHepé, 2001.
Pérez Paredes, Manuel. Páginas del diario de Mauricio. La Habana. ICAIC, Fénix PC, Churubusco Azteca S. A., Generalitat de Catalunya, TVE, Canal +, 2006.
Pérez, Fernando. Madagascar. La Habana. ICAIC, 1994.
Daranas, Ernesto. Sergio y Serguei. La Habana, ICAIC, Wing and a Prayer Pictures y Westend Film, Mediapro, RTV Comercial, ICAIC, 2017.
16 Se reseñarán aquí las 5 películas que sirvieron de fuente primaria para la construcción del ensayo. Incluiré, además, aquellas que me ayudaron a entender mejor la época, tanto en lo artístico-cinematográfico, como en el contexto histórico. Todas ellas visualizadas durante el proceso de investigación.