Выпуск #40 от 2023 года, 194-224

Монументальное искусство в контексте исторической памяти: судьба работ Хуана де Авалоса в Испании и Парагвае

Скачать
Е. О. Гранцева, Н. Ю. Кудеярова

Монументальное искусство – это особенная сфера пластического искусства, – сплав архитектуры и скульптуры, который тесно связан с идеологическими установками эпохи. Во второй половине XX в. монументальное искусство стало выражаться не только в отдельных скульптурных и живописных работах, но и воплотилось в ансамблях, несущих соответствующие идейные качества. Выступая в синтезе со скульптурой, архитектурные ансамбли отражали идейное содержание эпохи и становились примером визуальной фиксации в общественном пространстве ключевых элементов идеологии правящего режима. Одним из ярких примеров на ибероамериканском пространстве стала Долина павших (el Valle de los Caídos) в Испании. Одним из творцов этого проекта был испанский скульптор Хуан де Авалос, чье имя стало своеобразным мостом, связавшим монументальную скульптурную традиции Испании и латиноамериканских государств. Когда парагвайский диктатор А. Стресснер посетил Долину павших, комплекс произвел на него сильное впечатление синхронизацией испанского и парагвайского идеологических нарративов. Результатом стало приглашение Х. де Авалоса участвовать в создании монумента Победоносного мира (A la Paz Victoriosa) в Парагвае. Обратившись к творчеству скульптора и судьбе его проектов, можно увидеть смысловые параллели монументальной скульптуры авторитарных периодов в Испании и Парагвае, а также и метаморфозы, происходящие как с самими работами Х. де Авалоса, так и с отношением к ним. Преобразование его парагвайской скульптурной группы Карлосом Коломбино создало новый смысл на Площади пропавших без вести, а сам монумент вместо триумфа и славы вождя парадоксальным образом обзавелся новым деколониальным смыслом – памятью об индейских народах. В Испании же, в спорах о памяти состояние конфликтности становится важнее самой памяти, что не может не вызывать тревогу за будущее наследия Х. де Авалоса на его родине.

Ключевые слова:
Хуан де Авалос, Франко, Стресснер, Испания, Парагвай, скульптура, историческая память, Долина павших, монумент Победоносному миру
Библиография

Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Гранцева Е.О. Закон о демократической памяти в Испании: попытка консолидации или новая фаза конфликта? // Латиноамериканский исторический альманах. 2022. №36. С. 76-111. Grantseva E.O. Zakon o demokraticheskoy pamyati v Ispanii: popytka konsolidatsii ili novaya faza konflikta? // Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manakh. 2022. №36. S. 76-111. [The Law on Democratic Memory in Spain: an attempt at consolidation or a new phase of conflict?].

Гранцева Е.О. Идеология, запечатленная в архитектуре. "Долина павших" и другие проекты франкистской эпохи // Латиноамериканский исторический альманах. 2019. № 24. С. 105-122. Grantseva E.OIdeologiyazapechatlennaya varkhitekture. "Dolina pavshikhi drugiye proyekty frankistskoy epokhi // Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manakh2019. № 24. С. 105-122. [Ideology imprinted in architecture. “Valley of the Fallen” and other projects of the Francoist era].

Кудеярова Н.Ю. Война Парагвая против Тройственного альянса: историческая память и поиск основ идентичности // Латинская Америка. 2022. № 1. С. 23-37. Kudeyarova N.Yu. Voyna Paragvaya protiv Troystvennogo al'yansa: istoricheskaya pamyat' i poisk osnov identichnosti // Latinskaya Amerika. 2022. № 1. S. 23-37. [Paraguay’s war against the Triple Alliance: historical memory and the search for the foundations of identity].

Кудеярова Н.Ю. Парагвай: демократический транзит без передачи власти // Латиноамериканский исторический альманах. 2019. № 24. С. 188-210. Kudeyarova N. Yu. Paragvay: demokraticheskiy tranzit bez peredachi vlasti // Latinoamerikanskiy istoricheskiy al'manakh. 2019. № 24. S. 188-210. [Paraguay: democratic transition without transfer of power].

Маркин Ю.П. Искусство Третьего РейхаМ.: РИП-холдинг, 2012. Markin Yu.P. Iskusstvo Tret'yego Reykha. M.: RIP-kholding, 2012.  [Art of the Third Reich.].

Масиель Санчес Л.К. Рабочий университет Хихонарецепция классики франкистской Испании //Academia. Архитектура истроительство, N. 2. 2016. С. 14-20. Masiyel Sanches L.K. Rabochiy universitet Khikhona: retseptsiya klassiki frankistskoy Ispanii //Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, N. 2. 2016. S. 14 - 20. [Workers' University of Gijon: reception of the classics of Francoist Spain].

Суворова А.А. Ревизия модернизма. Монументальное творчество Р. Ю. Пономарева // Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века. М.: БуксМ Арт, 2016. Suvorova A.A. Reviziya modernizma. Monumental'noye tvorchestvo R. Yu. Ponomareva // Sreda. Khudozhnik. Vremya. Monumental'noye iskusstvo v koordinatakh 2-y poloviny XX veka. M.: BuksM Art, 2016. [Revision of modernism. Monumental creativity of R. Yu. Ponomarev].

Толстой В.П. Советская монументальная живописьМ.: Искусство, 1958.  Tolstoy V.P. Sovetskaya monumental'naya zhivopis'. M.: Iskusstvo, 1958. [Soviet monumental painting].

Харитонов В.А. Парагвай: военно-полицейская диктатура и политическая борьба. М.: Наука, 1970. Kharitonov V.A. Paragvaj: voenno-policejskaya diktatura i politicheskaya bor'ba. Moskva: Nauka, 1970. [Paraguay: military-police dictatorship and political struggle].

Arquitectura para después de una Guerra, 1939-1949. Catálogo de exposición. Barcelona-Madrid: C.O.A.C.B., 1977.

Aunion J.A. Valle de los Caídos: El sueño del dictador // El País. 22.10.2019.

Bazán de Huerta M. Juan de Ávalos. Badajoz: Caja de Badajoz, 1996.

Calleja J.M. El Valle de los Caídos. Barcelona: Espasa Libros, 2018.

Candia A. Stroessner // ABC-color. 22 de abril de 2019.

Castro Albarrán A. de. Guerra Santa. El sentido católico del Movimiento Nacional. Editorial Española, Burgos: Editorial Española, 1938.

Cirici A. La estética del franquismo, Barcelona: Gustavo Gili, 1977.

Concurso de Anteproyectos para una Gran Cruz monumental convocado por el Patronato del Monumento Nacional de los Caídos // Revista Nacional de Arquitectura. №18-19, 1943. Р. 244-275.

Diéguez Patao S. Aproximación a la posible influencia de los modelos alemán e italiano en la arquitectura española de la postguerra // I Simposio de Urbanismo e Historia Urbana. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 1980.

Franco F. Discursos y mensajes de jefe del Estado, 1951-1954. Madrid: Dirección General de Información, 1955.

Giménez Сaballero E. Arte y Estado. Madrid: Talleres de Gráfica Universal, 1935. 

Gómez Monsegu B. El Occidente y la Hispanidad. Madrid: Inst. de Cultura Hispánica, 1949.

Gracia J. Estado y cultura. El despertar de una conciencia crítica bajo el franquismo, 1940-1962. Barcelona: Anagrama, 2006.

Lasso de la Vega Zamora M. ¿La voz de Franco en la arquitectura? // Pedro Muguruza Otaño (1893-1952): Arquitecto y académico // Academia: Boletín de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernand (eds. Castaño Perea E., Bustos Juez C.). Anexo II. 2015. P. 205-216.

Llorente Hernández Á. Arte e ideología en el franquismo, 1936-1951. Madrid: Antonio Machado Libros, 1995.

Méndez D. El Valle de los Caídos. Idea, Proyecto, Construcción. Madrid: Fundación Nacional Francisco Franco, 1982.

Moreno Garrido B. El Valle de los Caídos: una nueva aproximación // Revista de historia actual. Vol. 8. Núm. 8 (2010). P. 31-44.

Olmeda F. El Valle de los Caídos, una memoria de España. Barcelona: Península, 2009.

Razones por la que se construyó El Valle de los Caídos. Madrid: Fundación Francisco Franco, 1976.

Saguar Quer C. La cruz soñada: concepción y construcción del Valle de los Caídos // Anales del Instituto de Estudios Madrileños. Madrid: Instituto de Estudios Madrileños, 2005. P. 757-796.

Segura Otaño E. El escultor extremeño Juan de Ávalos. Badajoz: Diputación Provincial, 1958.

Speer A. La nueva arquitectura alemana / Neue Deutsche Baukunst. Berlin: Volk und Reich Verlag, 1941.

Tornero J.M. Santa Cruz del Valle de los Caídos. León: Everest, 2000.

Trenas J. Juan de Ávalos. Valencia: Galería Ribera, 1978.

Vázquez Astorga M. Los monumentos a los caídos: ¿un patrimonio para la memoria o para el olvido? // Anales de Historia del Arte, 2006, 16. P. 285-314.