Выпуск #32 от 2021 года, 227-247

РЕФОРМА ИСПАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЛИЯНИЯ, ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-227-247

Скачать
А. Рибагорда

В начале XX века произошел большие изменения в испанской науке и культуре, но эти трансформации в меньшей степени затронули сферу высшего образования. Вторая Республика начала грандиозную университетскую реформу, вдохновленную реформами университетской системы в Европе и США. Научные исследования, новые учебные планы и увеличение числа университетских колледжей были одними из ключевых факторов новой модели испанского университета. Проект университетской реформы Второй Республики активно развивался вплоть до лета 1936 года, когда уже были открыты многие факультеты, инженерные школы, исследовательские лаборатории, резиденции и другие учреждения мадридского Университетского городка. Опыт Мадрида перенимали другие испанские университеты. В некоторых случаях педагогические и исследовательские методологии выходили на передовой уровень в международном масштабе. Повсеместным стал доступ к университетскому образованию и научной деятельности для женщин. Среди университетских преподавателей были ведущие представители Серебряного века испанской науки и культуры. Однако этот проект реформы испанских университетов был сорван мятежем 18 июля 1936 года, одной из целей которого была остановка процесса модернизации, запущенного Второй Республикой. Мятеж привел к кровопролитной гражданской войне, в ходе которой недавно открытые факультеты университетского городка стали зоной ожесточенных боев, здания были разрушены, как и весь проект университетской реформы. 

Ключевые слова:
Университет, Вторая Испанская Республика, Проект Моренте, университетские колледжи
Библиография

Castro A. La reforma de la Facultad de Filosofía y Letras // El Sol, (30 de octubre de 1932). P. 2.

Charle C. La République des universitaires. 1870-1940. París: Seuil, 1994.

De los Ríos F. El esfuerzo cultural de la República es una formidable palanca que transformará España / Luz, 29 de febrero de 1932. P. 5-6.

Deleito J. La enseñanza de la historia en la universidad española y su reforma posible. Valencia: Tipografía moderna, 1918.

Giner de los Ríos F. La universidad española. Madrid: Imprenta Clásica, 1916.

González Calleja E., Ribagorda A. La Universidad Central durante la Segunda República: las Ciencias Humanas y Sociales y la vida universitaria. Madrid: Dykinson, 2013.

Gracia Alonso F. Pere Bosch Gimpera. Universidad, política, exilio. Madrid: Marcial Pons, 2011.

Jiménez A. Historia de la universidad española. Madrid: Alianza, 1971.

Lapesa R. Recuerdo y lección del ‘Plan Morente / en López-Ríos, S.; González Cárceles, J.A., 2008. P. 670-680.

López-Ocón Cabrera L. Breve historia de la ciencia española. Madrid: Alianza, 2003. 

López-Ríos S., González Cárceles J.A. La Facultad de Filosofía y Letras de Madrid en la Segunda República. Arquitectura y Universidad durante los años 30, Madrid: Ayuntamiento de Madrid-SECC, 2008.

Martínez Alfaro E., López-Ocón Cabrera L. Ossenbach G. Ciencia e innovación en las aulas. Centenario del Instituto Escuela (1918-1939). Madrid, CSIC-UNED, 2018.

Onís F. Ensayos sobre el sentido de la cultura española. Madrid: Residencia de Estudiantes, 1932.

Ortega y Gasset J. Misión de la Universidad. Madrid: Revista de Occidente, 1930.

Ribagorda A. Los proyectos de renovación de la universidad española en los intelectuales del 14 // Revista de Occidente, 398-399, 2014. P. 131-148.

Ribagorda A. Una historia en la penumbra: las intelectuales de la Residencia de Señoritas // Sistema, 188, 2005. P. 45-62.

Ribagorda A. Caminos de la modernidad. Espacios e instituciones culturales de la Edad de Plata (1898-1936). Madrid: Biblioteca Nueva, 2009.

Ribagorda A. El coro de Babel. Las actividades culturales de la Residencia de Estudiantes. Madrid: Residencia de Estudiantes, 2010.

Sánchez Ron J.M., Lafuente A. (eds.) El laboratorio de España. La Junta para Ampliación de Estudios e Investigaciones Científicas. 1907-1939. Madrid: Residencia de Estudiantes, 2007. 

Vázquez Ramil R. Mujeres y educación en la España contemporánea. La Institución Libre de Enseñanza y la Residencia de Señoritas de Madrid. Madrid: Akal, 2012. 

Zulueta C. Dos años inolvidables en la Facultad de Filosofía y Letras de la Ciudad Universitaria de Madrid, en López-Ríos, S.; González Cárceles, J.A., 2008.