Латиноамериканский исторический альманах №32
Вторая Испанская Республика и ее историческое значение. К 90-летию провозглашения
Вторая Испанская Республика, провозглашенная в 1931 г. один из наиболее важных, сложных и противоречивых этапов в истории Испании. Это была демократическая республика, «республика интеллектуалов», государство, декларировавшее в своей Конституции принципы свободы и справедливости, а также всеобщее избирательное право, независимо от имущественного состояния, вероисповедания или пола.
Страна пыталась стремительно меняться. Этих перемен ждали и их боялись. Множество надежд возлагалось на молодую Республику, и интеллектуалы, и рабочие, и крестьяне хотели верить, что новая форма правления позволит решить давние проблемы и обеспечить развитие и лучшее будущее для всех жителей страны.
В тот момент история предоставила шанс на кардинальное преобразование страны. И люди, взявшие на себя руководство Республикой, верили в возможность перемен и старались разрешить возникавшие проблемы теми способами, которые казались им верными. Тогда все сферы жизни испанского общества требовали преобразований: и вопрос о земле, и положение рабочих, и отношения церкви и государства, и взаимодействие центра с регионами.
Однако уже первые смелые попытки разрешить противоречия натолкнулись на препятствия. Демократические выборы, прошедшие по новой конституции, продемонстрировали то, что среди испанцев не было единства, не существовало верного ответа на вопрос, как менять страну и преодолевать противоречия. Демократические выборы показали, что испанцы разобщены, разделены не по целям, которых они стремились достичь (для всех важным было лучшее будущее страны), а по методам и способам достижения этих целей. Одни требовали незамедлительных и быстрых преобразований, кардинально менявших сложившийся порядок в стране. Другие видели в этих переменах угрозу и требовали считаться со сложившимся веками образом жизни испанцев.
Поиски компромиссов, попытки найти баланс между разными сторонами приводили к тому, что все оставались недовольными: для одних реформы шли слишком быстро и радикально, для других слишком медленно. Первые годы существования Второй Республики характеризовались нестабильностью. Вооруженные восстания и мятежи угрожали новым властям, как с правого, так и с левого фланга политической сцены. Свидетельством этого является и мятеж генерала Санхурхо, и восстания в Астурии и Каталонии, а также множество других конфликтов, вспыхивавших в стране под разными лозунгами.
Поляризация и радикализация населения обернулись трагедией гражданской войны, в которую страну ввергли мятежные генералы. Несмотря на тяжкие лишения этих лет, Республика получила второй шанс для реализации смелых социальных экспериментов, проводить которые было невозможно в условиях противостояния правых сил. Именно во время гражданской войны были предприняты попытки наиболее радикальных преобразований на территориях, оставшихся вне зоны контроля националистов. Но и в условиях гражданской войны внутренние противоречия на оставляли Республику. Основные политические силы, сплотившиеся для противостояния мятежникам, – социалисты, коммунисты и анархисты, сохраняли глубокое недоверие по отношению к друг другу. До сих пор среди историков идут споры об анархистских экспериментах, аграрной реформе и других темах. В годы войны, как и в мирное время, возникавшие противоречия иногда разрешались с помощью оружия, порождая конфликты внутри республиканской зоны, как это было в Барселоне в мае 1937 г. Внутренние противоречия, непоследовательность реформ, взаимное недоверие политических сил предрекали трагический конец Республики.
Но несмотря на трагическое поражение Второй Республики, этот исторический период стал важным опытом для всех испанцев. Именно Вторая Республика впервые задекларировала и установила демократические принципы, непоколебимые в современной Испании, такие как всеобщее избирательное право, социальное государство. Вторая Республика продемонстрировала и модель организации отношений регионов внутри Испании. Каталонский статут 1932 г. стал прообразом современного государства автономных сообществ, где регионы пользуются возможностями самостоятельно развивать свою культуру, язык и имеют широкое политическое самоуправление.
Вместе с утверждением Республики в апреле 1931 г. была открыта новая страница в истории испанской культуры. Для интеллигенции новая Испания обеспечивала возможность эксперимента, в котором могли воплотиться мечты о преображении государства и общества. Многократно увеличилось бюджетное финансирование сферы образования. Началась модернизация системы начального и среднего образования, лишавшие церквь части своего влияния. За первые годы Республики было построено несколько тысяч новых школ, активно готовились преподавательские кадры. В мае 1931 г. были созданы Педагогические миссии, цель которых состояла в распространении культуры и образования. Была проведена университетская реформа. Создавалась сеть национальных архивов и совет по закупкам библиотечных фондов. Появились Высший совета художественного наследия и множество новых музеев в разных частях Испании. Был создан университетский театр «Ла Баррака» Ф. Гарсии Лорки, воспринимавшийся не только как место для художественного эксперимента, но и как форма просвещения, трансляции социальных и политических идей.
В тоже время Вторая Республика дала и важнейший опыт в сфере внешней политики. Именно в годы Второй республики активно развивались отношения между Испанией и Советским Союзом. СССР стал одной из немногих стран, оказывавших материальную, техническую и моральную поддержку законно избранному демократическому правительству Испании. Именно в годы Второй Республики были установлены те связи между нашими странами, которые мы и сейчас продолжаем развивать, несмотря на тяжелые условия, в которые нас поставил нынешний кризис. Именно тогда в годы Второй Республики и в Испании, и в Советском Союзе произошел всплеск взаимного интереса народов, находящихся на противоположных концах европейского континента. Этот взаимный интерес сохраняется и сегодня.
Обозначенная тематика была представлена в докладах и обсуждались в ходе дискуссий на международном научном конгрессе «Вторая Испанская Республика и ее историческое значение. К 90-летию провозглашения», организованном Институтом Всеобщей истории совместно с Институтом Сервантеса и проходившим 9 и 10 июня 2021 г. при поддержке Посольства Испании в России. Статьи данного издания отражают результаты этого взаимодействия испанских, российских и латиноамериканских исследователей.
Содержание
- Х. Касанова Руис - РЕФОРМЫ ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ: АНАРХИЗМ И ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА/DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-13-34 - 13-34
- В. В. Дамье - АНАРХО-СИНДИКАЛИСТЫ И ИСПАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1931–1936) / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-35-49 - 35-49
- А. В. Шубин - ПОЧЕМУ ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИКОЙ /DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-50-77 - 50-77
- А. Виньяс - ИЮЛЬСКИЙ МЯТЕЖ 1936 ГОДА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГАНГСТЕРИЗМ ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-78-90 - 78-90
- В. В. Малай - СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ИСПАНИИ: ОТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО НАРОДНОГО ФРОНТА / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-91-107 - 91-107
- Н. Е. Аникеева - ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-108-117 - 108-117
- А. А. Щелчков - «ЛЕВАЯ ОППОЗИЦИЯ» В РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИСПАНИИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-118-148 - 118-148
- П. Бучбиндер - ЭХО И ВЛИЯНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-149-168 - 149-168
- К. Массон Сена - РУССКО-КУБИНСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ – ЗАЩИТНИК ИСПАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: МОИСЕЙ РАЙГОРОДСКИЙ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-169-183 - 169-183
- М. Гарридо Кабальеро - ДЕТСТВО И ИЗГНАНИЕ. ОПЫТ ДЕТЕЙ ИСПАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНы В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И МЕКСИКЕ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-184-194 - 184-194
- Н. А. Суслова - ВЫСТАВКА «РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСПАНИЯ В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ» КАК ПРОДУКТ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-195-207 - 195-207
- Л. Лопес-Окон - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ВЫЗОВЫ ВТОРОЙ ИСПАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1931–1936): ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-208-226 - 208-226
- А. Рибагорда - РЕФОРМА ИСПАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПЕРИОД ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЛИЯНИЯ, ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-227-247 - 227-247
- Н. А. Кузина - ИДЕИ И ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И УРБАНИЗМА ИЗ МАТЕРИАЛОВ КАТАЛОНСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-248-259 - 248-259
- Г. А. Филатов - ФРАНСИСКО ФРАНКО И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРАВЫХ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА ACCIÓN ESPAÑOLA / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-260-277 - 260-277
- Ж. Пучсек Фаррас - ИСПАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ПЕРИОДЕ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-278-292 - 278-292
- А. А. Королева - ПАМЯТЬ О ТРАГЕДИИ В КАСАС-ВЬЕХАС В ПЕСНЯХ КАРНАВАЛА В КАДИСЕ ВРЕМЕН ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-293-307 - 293-307
- Х. Наварро Наварро - ВТОРАЯ ИСПАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ДОВОЕННОГО ПЕРИОДА (1931–1936) И ПАМЯТЬ О НЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНО ИСПАНИИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-308-323 - 308-323
- Е. О. Гранцева - ВТОРАЯ ИСПАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-324-368 - 324-368