Выпуск #32 от 2021 года, 293-307

ПАМЯТЬ О ТРАГЕДИИ В КАСАС-ВЬЕХАС В ПЕСНЯХ КАРНАВАЛА В КАДИСЕ ВРЕМЕН ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-293-307

Скачать
А. А. Королева

Карнавальные песни в Андалусии отличаются от других мировых карнавалов тем, что в них всегда отражается новостная повестка прошедшего года. Особое место в «журналистике песен» занимает социальная проблематика, рассмотренная в статье на примере отражения трагедии в Касас-Вьехас в песнях карнавала в Кадисе времен Второй Республики. В песнях отражается народный характер карнавала, отличающийся свободой в поведении и высказываниях, вседозволенностью, которая привела к запрету карнавалов по всей Испании в 1937 г. Для жителей Кадиса карнавал – это часть локальной идентичности, которую сложно запретить, он проводился неофициально, что позволило сохранить это нематериальное наследие. Карнавальные песни не относятся к традиционным историографическим источникам, но единичные примеры их исследования датируются с 1950-ых гг. Песни карнавалов в Кадисе периода Второй Республики, наиболее свободного от цензуры в XX в., дошли до нас преимущественно в устной форме. Это пример трудного наследия, которое необходимо восстановить, сохранить и передать будущим поколениям. В этом направлении показательна исследовательская и популяризаторская работа в области исторической памяти С. Морено Телльо.

Ключевые слова:
Карнавал в Кадисе, карнавальные песни, журналистика песен, Касас-Вьехас, Вторая Республика, нематериальное наследие, трудное наследие, историческая память
Библиография

Ashworth G., Aa B. J. M. van der. Strategy and policy for the World Heritage Convention: goals, practices and future solutions // Managing World Heritage Sites. Amsterdam; London: Elsevier, 2006. Pp. 147–158.

Dippon P., Moskaliuk J. Sharing intangible cultural heritage: disparities of distribution // Journal of Heritage Tourism. 2020. Vol. 15. N 4. Pp. 450–471.

Mintz J. R. Carnival song and society gossip, sexuality, and creativity in Andalusia. Oxford; New York: Berg, 1997.

Mintz J. R. Las coplas de carnaval y la sociedad gaditana crítica, sexualidad y creatividad en Andalucía : edición crítica. Benalup-Casas Viejas, Cádiz: Asociación Cultural Brezo y Castañuela, 2008.

Mintz J. R. The anarchists of Casas Viejas. Chicago: The University of Chicago Press, 1965.

Moreno Tello S. Las coplas del Carnaval de Cádiz durante la Segunda República (1932-1936). Cadiz: Editorial UCA, Universidad de Cádiz, 2020.

Padilla Cruz M. The role of humorous elements in Cádiz chirigotas in creating/reinforcing a local identity // Spanish in Context. 2021. Vol. 18, № 1. P. 136–159. DOI 10.1075/sic.00071.pad

Quiñones F. De Cadiz y sus cantes. Madrid: Ediciones del Centro, 1974.

Sacaluga Rodríguez I. El Carnaval de Cádiz como generador de información, opinión y entretenimiento. Un ejemplo de comunicación masiva. // Historia y Comunicación Social. 2014. Vol. 18. P. 449-460. DOI 10.5209/rev_HICS.2013.v18.44254

Schrauf R.W. La Comparsa y El Concurso: Andalusian Carnival On-Stage // Anthropological Quarterly. 1998. Vol. 71, № 2. P. 74-88. DOI 10.2307/3317707

Solís R. Coros y chirigotas: el carnaval en Cádiz. Madrid: Taurus, 1966.

Vila Valencia A. Alegrías de Cádiz o Historia exacta de nuestro antiguo carnaval: anécdotas, tradiciones, costumbres típicas. Cádiz: Tall. Tipográficos SRepeto, 1957.

Воронина А. И. Нарратив музейного пространства в конструировании исторической памяти // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 1. С. 146-156. DOI 10.24833/2541-8831-2021-1-17-146-156.Voronina AINarrativmuzeinogo prostranstva v konstruirovanii istoricheskoi pamiati // Conceptphilosophyreligionculture. 2021. Vol. 5. N 1. Pp. 146–156. DOI 10.24833/2541-8831-2021-1-17-146-156. [The Role of the Museum Space Narrative in Constructing Historical Memory]

Гранцева Е. О. Испанские революции ХХ в.: вопросы терминологии и культурный контекст // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Выпуск 7. DOI: 10.18254/S0002408-7-1. Grantseva EOIspanskierevoliutsii ХХ v.: voprosy terminologii i kul'turnyi kontekst // ISTORIYA2018. Vol. 9. N 7. DOI: 10.18254/S0002408-7-1 [Spanish Revolutions of the 20th Century: Questions of Terminology and Cultural Context].

Дамье В.В. Анархо-синдикализм и революционное движение в Испании (1919-1939). Москва: ЛЕНАНД, 2018. DamierV.V. Dam'ye V.V. Anarkho-sindikalizm i revolyutsionnoye dvizheniye v Ispanii (1919-1939). Moscow: LENAND, 2018. [Anarcho-syndicalism and the revolutionary movement in Spain (1919-1939)]

Королева А.А. Опыт культурной аналитики: Андалузский миф о Геркулесе // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 2. C. 103–113. Koroleva A.AOpyt kul'turnoi analitikiAndaluzskii mif o Gerkulese // Conceptphilosophyreligionculture. 2019. Vol. 2, № 10. P. 103–113. [Experience in Cultural AnaliticsAndalusian Myth of Hercules]

Королева А. Символическая коммуникация исторического андалусизма в начале Гражданской войны в Испании // Электронный научно-образовательный журнал История. 2019. Т. 10. Выпуск 2. DOI: 10.18254/S207987840002602-1. Koroleva A.ASimvolicheskaia kommunikatsiia istoricheskogo andalusizma v nachale Grazhdanskoi voiny v Ispanii // ISTORIYA2019. Vol. 10. N 2. DOI: 10.18254/S207987840002602-1 [The Symbolic Communication of Historical Andalucism at the Beginning of the Spanish Civil War]

Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. С. 106–122. Khlevniuk DPochuvstvovat pravachelovekaaffekt v muzeiakh pamiati // Politika affektamuzei kak prostranstvo publichnoi istoriiMoscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2019. Pp. 106–122. [To Feel Human Rights: An Affect in Museums of Memory]

Шубин А.В. Великая испанская революция. Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. Shubin A.V. Velikaja ispanskaja revoljucija.Moscow: LIBRKOM[Great Spanish Revolution].