Выпуск #32 от 2021 года, 208-226

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ВЫЗОВЫ ВТОРОЙ ИСПАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1931–1936): ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / DOI: 10.32608/2305-8773-2021-32-1-208-226

Скачать
Л. Лопес-Окон

В данном тесте представлены некоторые достижения исследовательского проекта, который завершится в декабре 2022 г. В нем анализируется, как в республиканские годы, предшествовавшие государственному перевороту 18 июля 1936 г., произошло развертывание научно-технических знаний, которое имело различные результаты. В области высшего и среднего образования произошел количественный скачок и качественное развитие благодаря более широкой поддержке республиканскими правительствами науки и образования и более широкому интересу общества к научно-техническим проблемам. С ростом социализации знаний появились новые аудитории для науки, среди которых можно обнаружить значительную часть городского женского населения. В настоящей работе представлены некоторые результаты проекта, касающиеся двух вопросов. С одной стороны, это результаты педагогических нововведений в области среднего образования и в школах подготовки учителей начальных школ, основанных на поощрении активного и экспериментального образования. С другой стороны, активизация процесса интернационализации испанской научной системы в те годы обусловлена приездом в Испанию иностранных ученых для сотрудничества с ее учебными и научными учреждениями и возможностью испанского государства в республиканские годы принимать у себя целый ряд конгрессов, посвященных различным научным дисциплинам, начиная от медицины, химии и энтомологии и заканчивая американскими исследованиями.

Ключевые слова:
Вторая Испанская Республика, образовательные инновации, среднее образование, институты, интернационализация науки, Совет научных исследований, научные конгрессы, американизм
Библиография

Corell Domenech M. La naturaleza viva debe ocupar el primer plano. Un estudio sobre el Diccionario de pedagogía (1936) de la editorial Labor y la enseñanza de las ciencias físicoquímicas y naturales // Historia y Memoria de la Educación. № 14, 2021. pp. 451-466. 

Chico P. Metodología de la Geografía. Madrid: Publicaciones de la Revista de Pedagogía, Cuadernos de Trabajo III, 1932.

Del Pozo A., del Mar M. La Escuela Nueva en España: crónica y semblanza de un mito // Historia de la Educación. vol. 22, 2003. Р. 317-346

González C., Ribagorda A. La Universidad Central durante la Segunda República: las Ciencias Humanas y Sociales y la vida universitaria. Madrid: Dykinson-Universidad Carlos III, 2013.

Herrero R. La incorporación de las mujeres a la educación secundaria durante la Segunda República: un estudio de caso sobre el Instituto Quevedo de Madrid // Aulas modernas. Nuevas perspectivas sobre las reformas de la enseñanza secundaria en la época de la JAE (1907-1939) / L. López-Ocón, ed. Madrid: Dykinson-Universidad Carlos III, 2014. Р. 215-248.

Kurylenko C. Le professeur A. K. Boldyrev (Cristallographe, Minéralogiste et Géologue) // Bulletin de Minéralogie. année 1950. Р. 489-502.

López-Ocón L. La educación en la Segunda República (1931-1936): de visiones de conjunto a estudios de caso // Idoia Murga Castro y José María López Sánchez, Política cultural de la Segunda República Española. Madrid: Editorial Pablo Iglesias, 2016. Р. 171-197. 

López-Ocón L. Una colección, un congreso, una asociación. Antecedentes de la creación de un Museo y Biblioteca de Indias en Madrid // Iberoamericana. vol. 19, № 72, 2019. Р. 159-180.

López-Ocón L. Ciencia, literatura y periodismo en el último número de la revista “Tensor” de Ramón J. Sender // Studi Ispanici. № 45, 2020a, Р. 317-341.

López-Ocón L. El interés de los educadores republicanos innovadores por los recursos audiovisuales: el aula-taller del didacta de la geografía Pedro Chico // Innovación y comunicación. Retos docentes para la transformación del conocimiento / José Segarra Saavedra et al. Madrid: Editorial Fragua, 2020b. Р. 153-164

López-Ocón L. Antonio Jaén Morente y Leonardo Martín Echeverría: dos catedráticos innovadores en el Instituto de Segovia // Educación, cultura y sociedad: génesis y desarrollo de un proyecto reformista. Centenario de la Universidad Popular Segoviana / José Luis Mora y Miriam Sonlleva Velasco, coords. Segovia: Real Academia de Historia y Arte de San Quirce, 2020c. Р. 347-372.

López-Ocón L. Un esfuerzo para superar el carácter elitista de la educación secundaria: el caso de la Segunda República española (1931-1936) // Resgate. Revista Interdisciplinaria de Cultura, Campinas (Brasil). vol. 29, 2021. Р. 1-32, 

López-Ocón L., Guijarro V., Pedrazuela M., eds, Aulas abiertas. Profesores viajeros y renovación de la enseñanza secundaria en los países ibéricos (1900-1936). Madrid: Editorial Dykinson, 2018. 

Luzón N. J. M., Herrero Delavenay A., Sanz Díaz C. La Conferencia de Museos de 1934, en perspectiva // Actas Congreso Internacional de Museografía, Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 21-23 de noviembre de 2016. Madrid: Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 2018.

Madariaga B., Valbuena C. La Universidad Internacional de Verano en Santander (1933-1936), Madrid: Ministerio de Universidades e Investigación, 1981. 

Marín Eced T. La renovación pedagógica en España (1907-1936): los pensionados / Martínez A. E., López-Ocón L., Ossenbach G. Ciencia e innovación en las aulas. Centenario del Instituto-Escuela (1918-1939). Madrid: Consejo Superior de Investigaciones Científicas-UNED, 2018. 

Pérez-Vitoria A. 1936, el último curso en la Universidad Internacional de Verano de Santander: el fin de una gran esperanza. Madrid: Amigos de la Cultura Científica, 1989

Rodríguez G., López-Ocón L., López-Ocón C. El Instituto del Cardenal Cisneros: la puesta en valor de un patrimonio singular // Aulas con memoria. Ciencia, educación y patrimonio en los instituos históricos de Madrid (1837-1936) / L. López-Ocón, Santiago Aragón y Mario Pedrazuela. Madrid: Doce Calles-CEIMES, 2012. Р. 118-134.